История

Люфтваффе (нем. Luftwaffe - досл. перев. воздушное оружие) - название германских военно-воздушных сил в составе рейхсвера, вермахта и бундесвера. В русском языке это название обычно применяется к ВВС вермахта (1933 - 1945).

Предшественник люфтваффе - «Имперские военно-воздушные силы» (нем. Luftstreitkrafte) были организованы в 1910, с появлением военной авиации. После поражения Германии в Первой мировой войне, по условиям Версальского договора (1919), ей было запрещено иметь собственную военную и гражданскую авиацию. Однако в 1922 году запрет на гражданскую авиацию был снят с некоторыми ограничениями. Интерес к военной авиации в государстве был очень велик, поэтому она создавалась под видом авиакружков и других гражданских формирований.

К середине 1920-х годов в Германии была создана высокоэффективная авиационная промышленность (заводы «Фоккевульф» в Бремене, «Дорнье» в Фридрихсхафене, «Хейнкель» в Варнемюнде, «Юнкерс» в Дессау, «Мессершмитт» в Аугсбурге). В то время, как победившие союзники всё ещё летали на устаревших деревянных бипланах, немецкие конструкторы разработали более современные металлические монопланы со свободнонесущим крылом и убирающимся шасси.

Реорганизованная авиакомпания «Люфтганза», получив разрешение на коммерческие рейсы в Западной Европе, стала в техническом отношении самой современной авиакомпанией в мире. В нарушение Версальского договора, боевые экипажи проходили подготовку в четырёх лётных школах «Люфтганзы», приобретая опыт в ночных и всепогодных условиях.

Когда Гитлер в 1933 году стал канцлером, он уже имел серьёзную финансовую базу для создания новых военно-воздушных сил. Были найдены крупные капиталовложения для строительства люфтваффе. Рейхскомиссаром военно-воздушных сил с неограниченными полномочиями был назначен заместитель фюрера Герман Геринг, бывший во время 1-й мировой войны высококлассным лётчиком. Именно ему Гитлер поручил создание самого мощного в мире воздушного флота. Не имея возможности заниматься исключительно авиационными делами, Геринг пригласил в свое министерство бывшего директора «Люфтганзы» Эрхарда Мильха, оказавшегося именно тем человеком, который был способен справиться с этой задачей. Подчинённым Мильха являлся генерал-лейтенант Вальтер Вефер, неофициальный начальник штаба люфтваффе и шеф управления авиации, в прошлом пехотинец. Под руководством Геринга, Мильха и Вефера, работавших в обстановке строжайшей секретности и при полной поддержке Гитлера, по всей Германии развернулось строительство новых авиационных заводов, аэродромов и тренировочных баз. В марте 1935 года фюрер почувствовал, что новые военно-воздушные силы Германии уже набрали достаточную мощь, чтобы продемонстрировать их всему миру. К этому времени люфтваффе насчитывала 1888 самолётов различного типа и около 20 тыс. человек личного состава. Сообщения о мощи немецкой авиации вызвали панику за пределами Третьего рейха.

Ситуация к началу Второй мировой войны

К 1939 году, к началу Второй мировой войны, люфтваффе были одними из сильнейших ВВС мира. Их превосходство обеспечивалось, с одной стороны, опытом гражданской войны в Испании (необходимо отметить, что советские лётчики имели такую же возможность набраться опыта в той же самой Испании), в которой использовались такие самолеты, как Ju-87 и Bf. 109, с другой стороны - новой тактикой и технологиями.

Руководство вермахта видело в люфтваффе, прежде всего, «летающую артиллерию», инструмент поддержки войск. Таким образом, люфтваффе создавались как один из инструментов «блицкрига». В соответствии с этим подходом, строились, в основном, тактические бомбардировщики малой или средней дальности, способные нести среднюю бомбовую нагрузку. Стратегических бомбардировщиков, подобных Boeing B-17 «Flying Fortress» или Avro Lancaster в рейхе тогда не было. Четырёхмоторный немецкий Focke-Wulf Fw 200 был похож на них, однако использовался только как разведчик в Атлантике.

Начало Второй мировой войны

Благодаря тактическому превосходству и огневой поддержке с земли, военная авиация внесла большой вклад в ранние успехи Германии. Самолёты люфтваффе в начале Второй мировой войны были более современными, чем у их противников, а пилоты могли выполнять сложнейшие манёвры. Таким образом, вермахт захватил к июню 1940 Польшу, Норвегию, Данию, Люксембург, Бельгию, Нидерланды и, наконец, Францию.

Первое поражение люфтваффе под командованием Германа Геринга потерпели в Битве за Англию против Fighter Command Королевских ВВС. Истребители типа Messerschmitt Bf-110C и Bf-100D не могли достаточно эффективно защищать бомбардировщики. Было очевидно, что наступательный воздушный бой не для Bf-110, но недостаточная дальность полета одномоторного Bf-109 заставляла использовать Bf-110 для прикрытия бомбардировщиков. Эти истребители, разработанные для дальних полетов, как оказывалось, проигрывали манёвренным английским самолетам. И даже несмотря на то, что тактика истребителей RAF уступала тактике немецкой истребительной авиации, самая совершенная система воздушного обнаружения в мире позволяла англичанам с 4-минутной задержкой направлять в любую точку Англии численно превосходящее число истребителей, даже в юго-восточную часть страны, доступную радиусу действия Bf-109.

В частности, после бойни 18 августа с потерей 43 Ju-87, ещё до окончания 2-й фазы битвы за Англию, было принято решение в дальнейших налётах их не использовать. После потери многих ценных лётчиков над Англией и Ла-Маншем было принято решение переделать треть Bf-110 в истребители-бомбардировщики, вследствие чего потери обеих сторон резко сократились. Тем не менее, в результате недостатков в вооружении самолётов и обучении пилотов Bf-110 бомбометанию эффективность бомбардировок резко сократилась.

С наступлением сезона дождей и холодов немецкие полевые аэродромы превратились в площадки с грязью, и немецкое командование официально решило, что погодные условия воспрепятствуют проведению десантной операции (у Гитлера возникли серьёзные опасения относительно нападения СССР после морского десанта в Англию), и стало ясно, что битва за Англию проиграна.

Битва за Британию

Битва за Британию - одно из крупнейших и самое продолжительное авиационное сражение Второй мировой войны, продолжавшееся с июля 1940 года по май 1941. Проводилась силами 2-го и 3-го воздушного флотов, базировавшихся вдоль атлантического побережья от Дании до Бордо во Франции, и дальней авиацией 5-го воздушного флота в Норвегии, которая отвлекала часть истребительной авиации Великобритании на северо-восток страны. Промежуточные цели компании, в результате отсутствия единства мнений у военного командования Рейха, на всём её протяжении оставались неясными, в результате чего силы воздушных флотов распылялись на решение сразу нескольких задач (удары по аэродромам, борьба с судоходством, уничтожение авиапромышленности, уничтожение портовой инфраструктуры, изматывание истребительной авиации Великобритании и т. д.), и ни одна из них не была доведена до конца. На начало компании (20 июля) во 2-м и 3-м воздушных флотах числились следующие силы: дальних разведчиков-бомбардировщиков 8, средних бомбардировщиков 1200 (из них исправных 69 %, в том числе 90 бомбардировщиков/разведчиков), пикирующих бомбардировщиков 280, одномоторных истребителей 760, двухмоторных истребителей 220, дальних разведчиков 50, ближних разведчиков 90. В ударных силах 5-го воздушного флота числилось: средних бомбардировщиков 130, двухмоторных истребителей 30, дальних разведчиков 30. К октябрю в составе трёх флотов было около 700 боеспособных бомбардировщиков. В октябре-ноябре в операции приняло участие 40 бомбардировщиков и 54 истребителя ВВС Италии. Первоначально им противостояли 675 истребителей Королевских ВВС, позднее - до 1000. В бомбёжках инфраструктуры люфтваффе и территории Германии вначале принимало участие более 200 бомбардировщиков.

После завоевания господства в воздухе планировалось начать десантную операцию по высадке в Англии. Несмотря на то, что на 23 августа разведка установила, что ВВС Великобритании для восполнения потерь лётчиков-истребителей привлекают пилотов бомбардировочной авиации, операция против сил британского Командования истребительной авиации была неожиданно прекращена, а главные силы истребителей люфтваффе были направлены на сопровождение бомбардировщиков, наносивших по приказу Гитлера «удары возмездия» (за бомбардировку Берлина и окрестностей) по крупным городам Великобритании.

В ходе ожесточённых воздушных боёв Королевские ВВС Великобритании отразили попытки люфтваффе завоевать господство в воздухе, уничтожив британские ВВС, разрушить промышленность и инфраструктуру, деморализовать население и тем самым принудить Великобританию к заключению выгодного Германии мира. Характеристики самолётов люфтваффе, в первую очередь истребителей, оказались непригодными для решения множества стратегических задач и завоевания устойчивого господства в воздухе: Ме-110 оказались не в состоянии вести манёвренные бои с Харрикейнами и Спитфайрами Королевских ВВС, а Ме-109 не хватало дальности действия. Непродуманность действий не позволила нанести военному потенциалу Великобритании какой-либо трудновосполнимый ущерб.

Подготовка вторжения в СССР вынудила люфтваффе прекратить Битву за Британию. Битву за Британию называют первым крупным поражением люфтваффе. Потери Великобритании составили: 1547 самолётов, 27 450 гражданского населения убитыми, 32 138 - ранеными.

Нападение на Советский Союз

О решении Гитлера напасть на СССР штабы наземных войск и люфтваффе узнали вскоре после падения Франции в июне 1940 годa, что стало для большинства старших офицеров люфтваффе - согласно материалам допросов зам. Герингa Мильхa, начальникa службы разведки люфтваффе генерал-майора Йозефа Шмидта и генерала Гальдерa - полной неожиданностью. Будучи трезвомыслящим практиком Мильх, узнав о принятом решении, которое было по его мнению катастрофической ошибкой и означало поражение в войне, отправился к Герингу и попытался убедить его в необходимости предотвратить войну с Советским Союзом, заявив при этом, что Гeринг может повлиять на ход истории. Шмидт сообщил о своих опасениях начальнику штаба люфтваффе Ешоннеку, который также обратился к Герингу. Геринг высказал возражения Гитлеру, но не смог его переубедить.

Колебания

В апреле-мае 1941 года делегация Германской промышленной комиссии, состоявшая из инженеров, работавших под началом Удета, во главе с оберстом Генрихом Ашенбреннером (военно-воздушным атташе в Москве) посетила советские авиационные заводы. Комиссия дала благоприятные отзывы о советской авиапромышленности, но Шмидт им не поверил, посчитав что инженеров Удета, как и французов перед Мюнхеном, обвели вокруг пальца. Поэтому их отчёты с согласия Геринга были оставлены без внимания.

Геринг не верил в официальную причину («ударим первыми») нападения на СССР, который считался неопасным для Германии по договору 1939 года, что подтверждается его выступлением перед командованием люфтваффе на Западе, в котором он объявил о решении Гитлера. Он пытался отвлечь внимание Гитлера от СССР, предложив удар по Гибралтару через территорию Испании, однако Гитлер остался непоколебим, и это спасло Великобританию. Герингу ничего не оставалось, как «заряжать» своих подчинённых и убеждать в превосходстве люфтваффе. Он признавался в смятении, и все надежды связывал только с блицкригом. На всех совещаниях он называл вероятную продолжительность компании около 6 недель. В какой-то мере это утверждение стало результатом оценки Шмидта сил советской авиации: по расчётам Шмидта она была равна немецкой по численности, но значительно уступала как в техническом отношении, так и в опыте. Шмидт не учёл ни способности советской армии бороться с авиацией всеми возможными средствами, ни развития промышленности в СССР. Привели к этой ошибке и 20-летняя внешняя изоляция СССР, и немецкая пропаганда, и предубеждённость во взглядах русских эмигрантов. Таким образом, вплоть до лета 1942 годa разведка продолжала строить ложные оценки советской авиации.

После принятия решения

21 сентября 1940 был отдан приказ фотографировать полосу территории СССР на глубину до 300 км. В следующем месяце самолёты разведывательной авиации из Aufkl.Gr.(F)Ob.d.L (дальние высотные разведчики верховного командования люфтваффе), находившиеся под командованием оберста Тео Ровеля начали полёты из Краковa и Будапешта, в то время как Aufkl.Gr.(H)Ob.d.L (тактическая разведгруппа верховного командования люфтваффе)производила вылеты с территории Румынии и Восточной Пруссии. Использовались He 111, Do 215В-2, Ju 86Р и Ju 88В. Оперируя на высотах 9000-12000 метров эти самолёты-разведчики первоначально фотографировали приграничные районы, но в отсутствии противодействия (Сталин запретил истребителям перехватывать самолёты-нарушители) они проникали всё глубже, и в феврале 1941 г. достигли линии Мурманск - Москва - Ростов-на-Дону. Эти данные послужили залогом успеха на начальном этапе вторжения. 15 апреля один «Юнкерс» в плохую погоду приземлился неподалёку от Винницы, экипаж был арестован.

Люфтваффе против ВВС РККА. Начало конца

Немецкая атака с воздуха 22 июня 1941 г. вследствие постоянных провокаций не была полной неожиданностью для личного состава советских ВВС, чего не скажешь о вышестоящем Народном комиссариате обороны. Даже на рассвете 22 июня, уже после начала бомбёжек, радиограммами были подтверждены приказы: «на провокации не поддаваться, одиночные немецкие самолёты не сбивать», а приказ о рассредоточении самолётов по полевым аэродромам и маскировке поступил лишь накануне 22 июня, но было уже слишком поздно. В силу этого лётчики люфтваффе работали по скоплениям самолётов на открытых аэродромах и по инфраструктуре как по учебным целям, без всякого противодействия, благодаря чему сразу удалось лишить боеготовности многие лётные части ВВС РККА и нарушить и так хлипкую координацию (из-за неразвитости радиосвязи) действий частей и управление ими.

Вместе с люфтваффе войну с СССР начали ВВС Румынии. ВВС Финляндии присоединились к люфтваффе 25 июня (люфтваффе использовали финскую территорию с 22 июня), ВВС Венгрии - 27 июня, лётчики Италии из состава экспедиционного корпуса в России (83 боевых самолёта) - в середине июля, ВВС Хорватии - в ноябре. Сотни советских самолётов были уничтожены в первые дни войны. Большая часть самолётов была уничтожена на земле, однако лётчики не пострадали, и в основном были репрессированы(расстреляны или отправлены в лагеря); это стало одной из причин провала Советских ВВС в начале войны.

Немецкие командиры единодушны во взглядах на эффект массированного воздушного удара в первые дни войны. Атака была хорошо подготовлена и успешно осуществлена. Немецкие истребители сопровождения Bf 109 атаковали аэродромы вместе с пикирующими бомбардировщиками и уничтожили много советских самолётов на земле. Некоторые из немногих советских истребителей, которым удалось взлететь, были сбиты на взлёте или сразу после него.

С 22 июня по 13 июля I воздушный флот уничтожил 1698 советских самолётов: 487 в воздухе и 1211 - на земле. В предварительном отчёте люфтваффе приводятся такие данные о советских потерях за период 22-28 июня 1941 г.: приблизительно 700 самолётов на северном участке, 1570 - на центральном и 1360 - на южном участке восточного театра военных действий. В первый день войны 22 июня люфтваффе на Восточном фронте потеряли 69 боевых самолётов.

Результатом этого первого сокрушительного удара по советским ВВС явилось то, что на всём Восточном фронте начиная со второй недели нападения и до конца сентября немцы обладали большим и кое-где неоспоримым господством в воздухе.

Но даже в первые дни войны местами завязывались упорные воздушные бои. Уже 22 июня советскими лётчиками было совершено 15 воздушных таранов, а количество советских лётчиков, начавших войну 22 июня 1941 и встретивших День Победы в итоге значительно превзошло количество таких же лётчиков в люфтваффе. Однако перед самой войной в приграничных округах на вновь занятых территориях Прибалтики и Западной Украины было образовано множество новых авиационных частей, и испытанные кадры, имевшие опыт боевых действий в Испании, на Халхин-Голе и в Финляндии, были распределены по ним для воспитания новичков. Поэтому на начало войны подготовка более половины советских пилотов в приграничных округах не отвечала современным требованиям. Система радиосвязи была в зародышевом состоянии, а некоторые оперативные и тактические принципы (например, ведение воздушных боёв в составе звеньев из трёх самолётов) были устаревшими и малоэффективными.

Таким образом, большинство молодых советских лётчиков в первые дни войны значительно уступали немецким с их богатым боевым опытом. Другим фактором выступал устаревший парк советских машин, значительно уступавших немецким.

Нельзя не обратить внимание и на немецкую методику подсчёта сбитых машин с помощью кинофотопулеметов: если трасса - по самолёту, считалось, лётчик одержал победу, хотя часто машина оставалась в строю. Известны тысячи случаев, когда повреждённые самолёты возвращались на аэродромы. Когда кинофотопулеметы отказывали, то счёт велся самим пилотом. Западные исследователи, часто применяют фразу «по утверждению пилота». К примеру, Хартманн заявил, что 24 августа 1944 г. сбил 6 самолётов за один боевой вылет, хотя никаких подтверждений этому нет.


Почтовая марка, выпущенная Третьим рейхом в 1943 г., изображающая самолёты Ju 87.

Последние комментарии

Результаты антивирусного сканирования